В 2004 г. в Малом зале им. Глазунова Спб Консерватории состоялся «Концерт для двоих», состоявший из произведений В. Успенского. В. Успенский писал много сочинений для соединения разных инструментов: первый в CCCP концерт для двух роялей с оркестром, посвященный знаменитому дуэту Марк Тайманов и Любовь Брук. Этот дуэт получил статус лучшего фортепианного дуэта от фирмы «Филипс». Написал он и концерт «Дифирамб любви» для дуэта Полины Осетинской и Алексея Гориболя, сочинения для двух скрипок «Наваждение», сочинение для скрипки и виолончели с оркестром, которые впервые исполнили американские музыканты. Концерты для двоих возникли в этой программе не случайно, а, наверное, потому что всю жизнь концертом для двоих был союз В. Успенского и И. Таймановой. В. Успенский начал свою музыкальную карьеру в Москве, куда приехал учиться из Омска по совету известного композитора Д. Кабалевского. Несколько лет он учился в музыкальном училище в Москве, а затем приехал поступать в Ленинградскую Консерваторию. Петербург не понравился В. Успенскому своей сумрачностью и холодностью. Но постепенно он становиться лидером студенческой жизни Консерватории, стипендиатом Ленинской стипендии вместе с Б. Тищенко, своим другом и коллегой. Он становиться сначала главой комсомольской организации факультета композиции, а затем и Консерватории. Как это ни парадоксально, занимая должность комсорга, он не превратился в чиновника и карьериста, а пытался организовать интересную студенческую жизнь. Он создал Молодежный клуб, гостями которого были запрещенный И. Бродский и М. Шемякин. В этом клубе он устраивал концерты С. Губайдуллиной, Э. Денисова и А. Шнитке вместе с коллегами-композиторами С. Слонимским, Г. Фиртичем, С. Сегитовым. Также В. Успенским был организован театр капустника «Фантик», высмеивающий недостатки студенческой и консерваторской жизни. На 4 курсе, В. Успенскому было поручено принимать коллоквиум у поступающих абитуриентов. Среди абитуриентов оказалась красивая девочка, закончившая к тому времени музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей при Консерватории И. Тайманова. На собеседовании, которое проводили В. Успенский и Н. Мартынов (композитор, музыковед, ныне профессор Консерватории), И. Тайманову засыпали таким количеством вопросов, что выйдя из аудитории , она сказала своей подруге-пианистке Виктории Фрадкиной: «Знаешь, с этим человеком у меня будет в жизни что-то связано, ведь неспроста же он испытывал меня на интеллект 50 минут». Когда И. Тайманова вернулась домой, по радио исполняли музыкальные зарисовки к поэме Н. Гоголя «Мертвые души». Музыка была написана В. Успенским, а исполнителем был тогдашний ректор Консерватории народный артист СССР Павел Серебряков. В первый же день И. Тайманова познакомилась и с музыкой В. Успенского, а сюита «Мертвые души» стала обязательным репертуарным произведением студентов фортепианного факультета, на который в тот год поступила И. Тайманова. В будущем, будучи уже женой композитора, И. Таймановой станет постоянным исполнителем этого цикла. На следующий день В. Успенский предложил И. Таймановой держать курс на любовь. Поначалу 17-летняя Ирина не поддержала предложения Владислава, но уже через 3,5 года стала его женой. Этот творческий союз оказался удивительно плодотворным. И. Тайманова родилась в Ленинграде. Ее отец, Евгений Захарович Тайманов, был известным театральным инженером, который внес огромный вклад в развитие таких театров как БДТ, театр Комедии, театр Ленсовета, и был лично знаком с Н. Акимовым, Г. Товстоноговым, И. Владимировым. Мама И. Таймановой, Серафима Ивановна, была певицей и пианисткой. Брат И. Таймановой, Марк Тайманов – известный пианист и шахматист. В этой семье, куда В. Успенский вошел еще женихом, всегда царила атмосфера гармонии и доброжелательности. И во всех интервью он неоднократно повторял, что в этой семье ему было неведомо понятие тесть или теща, т.к. он всегда был окружен вниманием и заботой. В. Успенскому пришлось пережить немало потрясений в жизни, но первое из них он испытал, когда, закончив Консерваторию, был направлен на работу музыковедом в областной центр. Начинающий, талантливый композитор оказался в эпицентре интриг профессоров Евлахова и Залманова против его учителя профессора Б. Арапова, которые хотели рекомендовать для продолжения обучения в аспирантуре своих учеников. И снова судьба свела В. Успенского с Д. Кабалевским. Д. Кабалевский жил в одном доме с Д. Шостаковичем – величайшим композитором 20 века. Кабалевский показал Шостаковичу сочинения молодого композитора В. Успенского и Д. Шостакович пригласил его учиться в свой аспирантский класс. И. Тайманова часто приходила на занятия В. Успенского в класс Д. Шостаковича и была одной из первых слушательниц сочинений Д. Шостаковича, который неоднократно приглашал своих учеников в Дом композиторов в Репино, чтобы они, что называется из первых уст, услышали рождение новой музыки. Молодая Ирина Тайманова тогда еще не знала, что пройдут годы, и она, став телевизионным режиссером, сделает немало программ связанных с музыкой Д. Шостаковича и поставит с великой певицей Г. Вишневской «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского в оркестровке Д. Шостаковича и запрещенные «Сатиры С. Черного» на музыку Д. Шостаковича. Поступив в аспирантуру, В. Успенский сделал предложение И. Таймановой и получил положительный ответ. Их союз был не просто семейным, но и удивительно творческим. И. Таймнова исполняла фортепианную музыку В. Успенского форумах, конференциях, концертах. Они вместе ездили с творческими встречами, мастер-классами по всему Союзу и за рубеж. Красноярск, Саяно-Шушенская ГЭС, Гамбург, Париж, Нью-Йорк, Бостон, Лондон – еще не полный список мест, где побывала их творческая семья. Ирина Тайманова и Владислав Успенский вместе созидали. Еще в аспирантуре у Д. Шостаковича В. Успенский задумал написать оперу по роману чешского писателя-антифашиста К. Чапека «Война с саламандрами». Вместе с И. Таймановой они написали либретто, а впоследствии И. Тайманова поставила этот спектакль, как дипломную работу на режиссерском факультете. Д. Шостакович охарактеризовал эту совместную работу как лучшую за последние годы в оперном жанре. В семейном архиве есть телевизионная запись интервью с Д. Шостаковичем, в которой он рассказывает о своем впечатлении от этой творческой работы. Позже И. Тайманова поставит оперу «Война с саламандрами» на Ленинградском телевидении, пригласив для участия ведущих солистов Мариинского и Михайловского театров. Это не единственная совместная творческая работа В. Успенского и И. Таймановой. В. Успенским была написана моноопера «Ожидание» на стихи Р. Рождественского, которую И. Тайманова также поставила на Ленинградском телевидении. Поистине откровением явилось участие в постановке этой оперы Валентины Толкуновой. Она сумела не только спеть, но и прочитать стихи Р. Рождественского проникновенно и пронзительно. Спектакль «Ожидание» хранится в семейном архиве В. Успенского и И. Таймановой. Друг В. Успенского композитор М. Таревирдиев тоже написал монооперу «Ожидание» на эти же стихи. Была идея поставить эти оперы на сцене в один вечер. Но пока этот проект ждет своего воплощения. В семейном архиве хранится видеозапись оратории « С тобой и без тебя» на стихи К. Симонова. Это тоже совместная работа В. Успенского и И. Таймановой, прекрасно исполненная В. Лебедем, хором под управлением Н. Корнева и балериной Н. Аподиако. Одной из последних работ В. Успенского был драматический мюзикл по роману Л. Толстого «Анна Каренина». 101 спектакль был показан в Финляндии, где эта работа получила всеобщее признание. Затем состоялась постановка на сцене Театра Оперы и Балета Консерватории, где спектакль шел в течение 6 лет. И до сих пор верная спутница жизни, коллега, друг старается сохранить память о муже, делая все, чтобы его музыка продолжала звучать. Можно перечислить еще много работ, созданных В. Успенским и И. Таймановой. Они были не просто мужем и женой, а были творческими единомышленниками, которым было не безразлично творчество друг друга.В семейном архиве огромное количество кассет, дисков, на которых хранится богатейшее творческое наследие В. Успенского и И.Таймановой. В одной из программ Владислав Александрович сказал, что возможно И. Тайманова срежиссировала его жизнь. В 2004 году, когда В. Успенского не стало, прекрасный доктор А.Г. Рахманова сказала, что И. Тайманова сумела продлить жизнь В. Успенского на 27 лет. Очень важно, когда рядом с тобой находится человек, который является не только творческим единомышленником и художником, но и самоотверженным другом, который может подставить свое хрупкое женское плечо, чтобы вместе принять удары судьбы. В одном из последних интервью на радио «Мария» В. Успенский сказал, что женщина должна давать крылья тому, кого она любит и в кого верит, что именно И. Тайманова дала ему веру в свои силы, веру в то, что надо бороться за жизнь, веру в творчество. На литераторских мостках стоит памятник в виде колонны Исаакиевского собора с раскрытой партитурой вокального цикла В. Успенского со словами «Мой друг, мой нежный друг».