Иногда выпадает великое счастье встретить Учителя с большой буквы. Таким учителем стал для В. Успенского выдающийся композитор XX в. Д.Д. Шостакович, который сыграл немаловажную роль в творческой судьбе В. Успенского. В архиве Ленинградской консерватории сохранилось письмо Шостаковича ректору консерватории П.А. Серебрякову, в котором есть такие строки: "Мне кажется, что В. Успенский должен быть зачислен в композиторскую аспирантуру. Я рад был бы, если бы его зачислили в аспирантуру ко мне. Мне известно, что это соответствует и его желанию..." Так Успенский вошел в число учеников Д.Д. Шостаковича. Под влиянием его личности окончательно сформировался творческий облик молодого композитора. Годы, проведенные в классе Шостаковича (1963-1965), положили начало их долголетнему профессиональному и человеческому общению, прервавшемуся только со смертью Дмитрия Дмитриевича. Среди произведений, написанных под непосредственным наблюдением Шостаковича, наиболее значительное - опера-памфлет "Война с саламандрами" (либретто И. Таймановой и В. Успенского, 1967) по одноименному роману К. Чапека. Влияние Д.Д. Шостаковича на жизнь и творчество Успенского вышло далеко за рамки периода ученичества. В той или иной степени воспринятое и переосмысленное, оно сохраняет свое значение до настоящего времени. Владислав Успенский перенял у своего учителя лучшие качества - не только как автор и педагог, но и как личность. Впечатления от общения с выдающимся композитором легли в основу книги В. Успенского "Шостакович в моей жизни" ("Воспоминания об Учителе"). Встреча с Д. Д. Шостаковичем определила многое в его жизни и творческой судьбе: она расширила горизонты художественного мировидения, определила все возрастающий уровень мастерства, наконец, углубила понимание природы человека и искусства. Владислав Успенский перенял у своего учителя лучшие качества – не только как автор и педагог, но и как личность. Истовое служение своей профессии, точность в словах и поступках, особая тонкость межличностных отношений – все эти черты, перенятые у великого мастера, вошли в плоть и кровь натуры В. Успенского, явились его неколебимым символом веры. Композитор подлинно демократической ориентации, В. Успенский начисто лишен ложного академизма и эстетского снобизма: для него не существует непроницаемых граней между сферами «высокого» и «низкого» в искусстве, между эзотерическим и «легким», развлекательным.Напротив, они, взаимодополняя и обогащая друг друга, рождают неповторимую авторскую манеру. Так, театральность, исконно присущая дарованию В. Успенского, проникает в сферу симфонических жанров (персонификация тембров, яркие портреты-характеристики) и эстрадной песни (моноспектакль «Ожидание» на стихи Р. Рождественского), вокально-эстрадное и симфоническое соединяется в поэтике балета «Летят журавли»; приемы и принципы кинодраматургии (монтаж, стремительные смены темпов) проникают в оперу «Интервенция», а из зонгов последней «прорастет» позднее искрометный мюзикл «Шерлок Холмс и королева богемы»… Парадоксализм свойственен не только творчеству композитора, но и самой его натуре. Черты экстраверта и интроверта сочетаются здесь удивительным образом. С одной стороны, Владислав Успенский – человек, наделенный незаурядным общественным темпераментом, погруженный порою в «заботы суетного света», с другой – это интеллигент чеховского склада, с тончайшей душевной организацией (не отсюда ли обращение к прозе И. Бунина, поэзии М. Цветаевой, Б. Пастернака и точные «психограммы» женской души, во множестве представленные в его сочинениях с проникновенным, пронзительным лиризмом и всепокоряющей романтикой). Духовное, нравственное начало в музыке В. Успенского заслуживает особого внимания. Об этом справедливо сказал в свое время его великий наставник Д. Д. Шостакович: «…. В.А. Успенский очень хорошо понимает этическое значение музыкального творчества… » Подтверждением тому- многие деяния – человеческие и творческие – Владислава Успенского: его служение своему искусству, своим ученикам, коллегам. Особый магнетизм духа (черта, также унаследованная от Д.Д. Шостаковича!), ощущение глубинной связи со своими современниками и предшественниками, чувство духовного долга – вот нравственная доминанта деятельности композитора. Не случайно ключевым словом в названиях некоторых его сочинений становится «посвящение» («по-священие» как прикосновение к святыням любви, веры, дружбы («Посвящение»- элегическая симфония памяти матери, симфоническая поэма «Посвящение мужеству» в память об исполнителях Седьмой симфонии Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде, песни «Посвящение другу», «Посвящение женщине»)/журнал reMusik/