Деятельность в Союзе композиторов была отнюдь не проста. В. Успенский был воспитан церковью, поэтому, когда ему предложили, как сейчас говорят «идти по линии партии», т.е. вести общественную работу сначала в комитете комсомола Консерватории, а потом и на теоретико-композиторском факультете, решение далось не просто. Но эта общественная деятельность, принесла огромную пользу, как Консерватории, так и В. Успенскому. Казалось бы, в те годы, когда страна жила за железным занавесом, в стенах Консерватории звучала музыка Губайдуллиной и Шнитке, поэзия Бродского, велись разговоры о современном искусстве. Все эти запрещенные веяния, дух свободы появились в Консерватории благодаря В. Успенскому. Однако, несмотря на успешную работу в Консерватории, его в течение нескольких лет не принимали в Союз композиторов, считая, что, став секретарем комсомольской организации Консерватории, он делал себе карьеру. Очень не просто пришлось В. Успенскому в те годы, когда ему нужно было совмещать творческую и общественную деятельность. Всегда находились люди, которые норовили бросить в него камень. Но пришло время, когда руководитель Союза композиторов А.П. Петров пригласил В. Успенского стать его творческим заместителем. И насколько благотворной была деятельность композитора на этом поприще. Многочисленные фестивали, конкурсы для юных композиторов, поездки с авторскими концертами по СССР и за рубеж, творческие встречи с коллегами, мастер-классы. Творческую поддержку и помощь В. Успенский старался оказывать талантливой молодежи. А.П. Петров неоднократно повторял, что В. Успенский не дал союзу распасться.