Общение В. Успенского с деятелями искусств началось со знакомства с замечательным композитором Д. Кабалевским писавшим яркую, доступную, но не авангардную музыку и разработавшим вместе со своими коллегами программы преподавания музыки в общеобразовательных и музыкальных школах. Когда Д. Кабалевский услышал первые композиторские опусы В. Успенского, он написал ему рекомендательное письмо в Мерзляковское училище, и таким образом открыл В. Успенскому двери в мир музыки. В. Успенский сразу же был охвачен знакомством с авангардной музыкой. Его учитель – Фрид, был ярым пропагандистом авангардной музыки. Он познакомил В. Успенского с именами композиторов, которые в 50-е годы сталинской эпохи были запретны. Равель и Стравинский, Рахманинов и Гречанинов, авангардист Берг. В. Успенский, которого учили писать понятно и просто, был очарован теми экспериментами со звуком, которые были присущи композиторам авангардного стиля. Разве что атональная музыка вызывала у него некий диссонанс и критику, хотя он принял и искания Губайдуллиной, и Шнитке, и Денисова, с которыми был лично знаком, и с музыкой которых знакомил студентов Консерватории и членов Союза композиторов . Когда В. Успенский выезжал за границу, он брал с собой записи своих коллег. Жена спрашивала его, почему он не везет показать свою музыку, на что получала ответ, что как руководитель Союза композиторов он обязан представить за рубежом своих коллег. В. Успенский интересовался творчеством самых различных по стилю музыкантов: Б. Гребенщикова, С. Курехина, Л. Десятникова и А. Розенбаума, в ранних песнях которого он увидел мелодическое зерно. В. Успенский был открыт для другой талантливой музыки, но про себя всегда говорил: «Я хочу быть понятым сегодня». Однако сам композитор нередко экспериментировал с тембрами и инструментами. В. Успенский был окружен многими талантливыми людьми, которые предлагали ему творческое сотрудничество и для которых В. Успенский писал свою музыку. Г. Рождественский – великий дирижер, мог предложить ему исполнение сочинения, посвященного Д. Шостаковичу. И оно было исполнено в Москве. Когда В. Успенского выдвинули в секретариат Союза Композиторов СССР круг его коллег и друзей расширился. Он познакомился с Р. Щедриным, М. Фрадкиным, Я. Френкелем и А. Пахмутовой. На протяжении 38 лет В. Успенский работал вместе с А.П. Петровым, который пригласил его быть своим заместителем по творческим вопросам в Союзе Композиторов. В. Успенский руководил музыкальными фестивалями и приглашал многих деятелей искусств, чтобы обрести новых коллег, друзей и познакомиться с творчеством других музыкантов и композиторов. В. Успенский успешно сотрудничал с многими театрами и работал с превосходными режиссерами. Среди его друзей был Г.А. Товстоногов, с которым он познакомился в Ялте, будучи председателем жюри на фестивале. К сожалению, Товстоногов рано ушел из жизни, и их творческая дружба прервалась, но продолжилась с его сестрой Н. Товстоноговой, как продолжается дружба с Г. Мшанской и О. Басилашвили. В. Успенский рано попал в мир эстрадной музыки, которую он вначале недооценивал. И многие его премьеры прозвучали в ансамбле «Дружба», которым руководил А. Броневицкий, а исполнительницей стала Э. Пьеха – звезда многих поколений. В. Чернушенко (в прошлом ректор Консерватории) исполнил практически все хоровые сочинения В. Успенского. Ученики Д. Шостаковича, став его коллегами, продолжали творческую дружбу со своим великим учителем. Они были вхожи в его дом, принимали участие в его личных праздниках. Это была подлинная дружба с титаном 20 века. Другом семьи был Д. Лихачев, который творчески общался с И. Таймановой, но с большим уважением относился к творчеству В. Успенского. Придя на 50-летний юбилей В. Успенского в Юсуповский дворец, он сказал, что музыка В. Успенского импонирует своим мелодизмом, профессионализмом и нестандартностью. Плеяду имен можно продолжить именем М. Ростраповича, который также, как и Д. Шостакович, преподавал в аспирантуре Консерватории. М. Ростропович и Г. Вишневская неоднократно были в доме В. Успенского и И. Таймановой. Они стали героями телевизионных программ снятых И. Таймановой. Это была не толькотворческая , но и человеческая дружба. И даже когда на имя М. Ростроповича, после его изгнания, было наложено табу, И. Тайманова пыталась сделать о нем сюжет на телевидении. Круг друзей и коллег В. Успенского невероятно широк. Для немецкого балетмейстера В. Хинцлера были написаны балеты «Путь в день или Спасение» (о спасении немецкой девочки русским солдатом) и детский балет «Добрый Заяц и другие обитатели леса». Были и другие проекты, написанные для Германии. В. Успенский был знаком и работал с известными дирижерами Ю. Темиркановым, Г. Рождественским, В. Дударовой. Многие молодые дирижеры дебютировали на его авторских концертах. Либретто оперы «Интервенция» он начал сочинять совместно с выдающимся дирижером К. Симеоновым. Большим другом семьи была величайшая балерина Т. Вечеслова. Вечера, проведенные в кругу с ней, открыли целый пласт русской культуры уходящей эпохи. В. Успенский любил эту творческую среду, потому что сам был удивительно творческим человеком. Вместе со своими коллегами музыкантами, композиторами, артистами он часто ездил по стране в самые отдаленные ее края, чтобы множество людей из глубинки могли приобщиться к культуре. Творческое общение с деятелями культуры и искусств, происходило не только благодаря совместному творчеству, но и благодаря поездкам по стране и за рубеж, где также происходили творческие знакомства с деятелями зарубежной культуры, налаживались культурные связи, происходил творческий обмен опытом. В. Успенский прожил творчески насыщенную жизнь. На каждого из тех с кем общался и дружил В. Успенский можно составить досье дружбы, потому что В. Успенский умел дружить, умел ценить и уважать творчество коллег и до сих пор на вечерах посвященных его творчеству собирается огромный круг людей, чтобы отдать дань дружеской памяти своему талантливому коллеге.